Как разграничивать личную жизнь и рабочие отношения в офисе

Твоя жизнь / Карьера
4 марта 2013
Дарья Кветкина

ТОВАРИЩ, БУДЬ БДИТЕЛЕН!

Яна работала переводчиком в большой экспортной компании. У переводчиков такая работа, что им не до болтовни. Все сотрудники отдела сидели уткнувшись в мониторы с девяти до шести. И даже обедали, не отрываясь от рабочего места. Рулила всем начальница, которая, несмотря на вспыльчивость, вела себя с сотрудниками как мать родная. Неудивительно, что Яна периодически изливала перед начальницей свою израненную душу. К двадцати семи годам девушка успела трижды побывать замужем, сама поднимала маленькую дочку, денег вечно не хватало, бывшие мужья вели себя плохо.
Дома Яне поговорить было не с кем, да и некогда. Зато Анна Павловна всегда охотно выслушивала девушку и с высоты жизненного опыта еще и советы давала. Перед остальными сотрудниками Яна о своих проблемах особо не распространялась. Кому охота расписываться в собственных неудачах? Однажды Яна что-то серьезно накосячила с переводом. Не то перепутала страну Грузию со штатом Джорджия и заслала товар в Тбилиси вместо Атланты. Не то еще какой-то ляп вышел... В общем, начальница осерчала. И при всех отчитала Яну: “Ты чего нам тут напереводила?! У тебя что, совсем мозгов нет? Ничего удивительного, что тебя три мужа бросили!”

Очевидцы раскрыли рты. Уже через час весь офис шептался о том, что Яна с ее-то спорной внешностью уже трижды замужем побывала. А Яна, надо сказать, внешне очень напоминала девушку Катю Пушкареву из сериала “Не родись красивой”. Сенсация набирала обороты. Скоро стал подтягиваться народ из других отделов. Яна сидела вся красная, в белых пятнах, как эмблема компании “МТС”.

На следующий день она не смогла себя заставить прийти на работу. А еще через день уволилась. Хотя работа была ей очень-очень нужна.

На первый взгляд, конечно, виновата начальница. Но если вдуматься, ситуация выглядит иначе. Яна нарушила первый принцип офисных коммуникаций. “Никогда не рассказывай на работе того, что может быть использовано против тебя”. И получила по заслугам.
Естественно, возникает вопрос: а что делать, если все делятся сокровенным? Сидеть и молчать, рискуя прослыть угрюмой и нелюдимой? Да ничего подобного. Больше всего на свете люди любят разговаривать о себе. И если использовать эту маленькую человеческую слабость в свою пользу, то можно не только успешно поддерживать разговор, но и прослыть самой очаровательной девушкой в офисе, с которой всегда приятно поговорить

МОЯ ВТОРАЯ МАМА

Даже по самым приблизительным подсчетам, на работе мы проводим примерно в три раза больше времени, чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что со временем мы начинаем воспринимать сотрудников как родственников, подсознательно наделяя их чертами своих близких. Бухгалтер Марья Ивановна - назойливая тетушка. Менеджер Кирилл - любимый братик. Секретарша Леночка - нерадивое чадо. Пусть даже Леночка на пять лет старше. Если она занимает более низкую ступеньку в служебной иерархии, она все равно будет восприниматься как некто маленький и зависимый.

Необязательно сразу примерять эту схему на себя. В правильных офисах работа так спроектирована, что надобность в подобных ролевых играх отпадает. На работу мы приходим не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Каждый из нас нуждается в том, чтобы принадлежать к группе. Нам важно, чтобы наши профессиональные навыки были востребованы и признаны. Мы хотим чувствовать себя компетентными и получать удовлетворение от того, что люди принимают тебя и доверяют тебе.

“Но, когда эти базовые потребности не удовлетворяются, мы прибегаем к тактике, которую используем в семье”, - считает французский психотерапевт, специалист по межличностным отношениям Бриан Дерош. Это означает, что в офисе мы делаем то же самое, что делали в детстве, если не хватало внимания родителей или, скажем, нужно было раскрутить их на мороженое. Если от папы можно было добиться своего лестью и подкупом, то с большой степенью вероятности мы будем льстить дорогому начальнику.

В отношении братьев, особенно младших, очень хорошо работали всякие подлянки. Например, съесть все варенье, а потом измазать остатками физиономию спящего родственника. Понятно, на кого обрушивался материнский гнев, когда начиналось расследование. Примерно так же хочется поступить с конкурентами на работе. Нет, не вареньем измазать, а сделать что-нибудь этакое, не очень честное. Спрятать ценный документ. Наябедничать. Подсидеть. А что? Цель оправдывает средства!

Как с этим быть? Просто осознать, что происходит. Тогда станет легче понимать себя и мотивы других. Остальные-то делают то же самое. Играют на работе в свои семейные войны. Самую успешную карьеру делают не те, кто становится любимчиком начальства, а те, кто успешно проводит границу между личным и служебным. И никогда эту границу не нарушает.

ТЫ - НАЧАЛЬНИК, Я-ДУРАК

А вот еще одна драматическая история из жизни. Стася устроилась работать в стартап-компанию, которая успешно и быстро развивалась. Самому старшему сотруднику было двадцать семь. Хозяину компании вообще двадцать пять. Естественно, все быстро сдружились. Отмечали дни рождения, выезжали на шашлыки и вечерами отправлялись в ближайший паб обсудить то, на что не хватило времени на работе.

Когда Стасе не заплатили за первый месяц работы, она не стала возмущаться. У Ванечки, хозяина компании, был и без того непростой период. Начало бизнеса... требуются огромные вложения, а прибыли нет... Спустя месяц она немного расстроилась, не получив денег. Но ведь они с Ванечкой друзья. А друзья должны друг другу помогать.

Еще через два месяца Стася ушла из компании, которая продолжала оставаться успешной и перспективной. Скандалить с хорошим человеком ей казалось неправильным, а продолжать жить на мамину зарплату она больше не могла. Ванечка долго уговаривал ее остаться, обещая все выплатить, как только... дальше шел перечень впечатляющих достижений компании. Но Стася впервые проявила твердость.

Каким бы ни был расчудесным твой начальник или начальница, единственный способ оставаться рядом как можно дольше - соблюдать субординацию. В процессе работы неизбежно возникают конфликты и недоразумения. Рассматривая их с позиций людей, ко торые заинтересованы в процветании компании, можно даже поссориться. Но это будет тот самый конструктивный спор, в котором рождается истина.

Однако если ссорятся не начальник и подчиненный, а подруги или друзья, конфликт становится личностным, а значит, эмоциональным. И тогда в ход идут аргументы, после которых дальнейшее совместное существование оказывается невозможным. От начальника не ждешь вечной любви и преданности. И не требуешь, чтобы он ежедневно подтверждал свои чувства. А вот от друга нужно и то и другое и еще немножко денег одолжить.
Именно поэтому семейный бизнес часто оказывается нежизнеспособным. Исключение составляет разве что Элизабет Арден, муж которой почти двадцать лет занимался юридическими и финансовыми вопросами компании имени своей жены. Но в конце концов “мистер Арден” Томас Льюис переметнулся к конкурентам. Ушел работать к мадам Рубинштейн. Ну и, пожалуй, “мистер и миссис Хич” - удивительный пример сотрудничества между Альфредом Хичкоком и его женой Альмой, который так блистательно показан в фильме Саши Джерваси “Хичкок”. 

ДЕРЖИМ БАЛАНС

Ну хорошо, мы умны, начитаны и закончили МВА. Но что делать, если начальство выстраивает отношения далекие от сугубо деловых? Нет, речь ни в коем случае не о пресловутом sexual harassment. Это совсем другая тема. Начальник может оказаться ярко выраженным экстравертом, который просто нуждается в том, чтобы делиться своими эмоциями со всеми, кто под руку подвернулся. Или страдать от одиночества.

Очень часто одиночество мучает иностранное начальство, которое засылают руководить региональным офисом из какой-нибудь заграницы. Семьи нет, друзей нет, все вокруг чужое и незнакомое. И даже “Скайп” не спасает. У наших сердобольных людей возникает естественное желание окружить бедолагу любовью и заботой. И часто это вылезает боком, потому что у наших западных товарищей общественное всегда преобладает над личным. И они-то как раз очень умеют разграничивать себя-классного парня и себя-строгого босса.

Это замысловатое раздвоение личности очень хорошо проиллюстрировали создатели сериала “Интерны”. Симпатяга интерн Фил из Америки приходит к главврачу Кисегач, чтобы подать письменную жалобу на бухгалтера за невыплаченную вовремя зарплату. Кисегач в шоке: “Фил, но наш бухгалтер - это Оля. Твоя девушка!” После чего Фил как раз и объясняет, что в данном конкретном случае он выступает не как Олин бойфренд, а как сотрудник больницы, права которого грубо нарушены. Объяснения пришлось повторить неоднократно. Но никто в больнице так и не понял позиции Фила. Дикая страна, дикие нравы.

Итак, как держать баланс между хорошим отношением и панибратством на работе? Дозировать информацию. “Твой босс может знать о тебе ровно столько информации, чтобы испытывать к тебе симпатию. Но не настолько много, чтобы он чувствовал, будто вас связывают еще какие-то отношения, помимо работы”, - советует эксперт по офисным отношениям Кортни Андерсон.

Андерсон советует применять правило “золотой половины”. “Зеркаль” своего шефа, но ровно на пятьдесят процентов. Если босс делится с тобой двумя глубоко личными историями в день, расскажи ему (ей) одну. Если его (ее) прорывает на откровенность раз в неделю, позволяй себе то же самое не чаще двух раз в месяц.

И никогда не начинай делиться личной информацией в одностороннем порядке. Пусть начальство начнет первым. “Тогда твоя история будет выглядеть естественным развитием вашего разговора - обычным и ни к чему не обязывающим”, - продолжает Андерсон.

ТОЛЬКО БЕЗ СУЕТЫ

Заболела мама, сломалась машина, поссорилась с парнем - подобные события могут вывести из равновесия всерьез и надолго. И первый естественный порыв - выплеснуть эмоции на работе. А где же еще? Не бежать же к психотерапевту по триста гривен за сеанс! Поэтому мы рассказываем о своих проблемах коллегам, в том числе и тем, кто занимает на служебной лестнице положение знаительно выше нашего.

“Ошибка в том, что, выкладывая как на духу подробности частной жизни, мы, как правило, делаем это спонтанно, - поясняет журналу Psychologies психолог Пьер Блан-Сахнун. - И тем самым нарушаем не только профессиональную этику, но и сбиваем естественный ритм развития отношений. Ведь для перехода от формальных социальных связей к доверительным отношениям требуется время. Собеседник чувствует себя неловко, когда постепенность нарушается. Ему трудно быть внимательным по отношению к нам, он просто не готов к доверительному общению”.

“Особенно важно удерживаться от шокирующих подробностей, - продолжает Андерсон, - скажем, рассказывать об алкоголизме матери или о наличии брата, страдающего биполярным расстройством. Исключение составляют ситуации, когда события твоей жизни влияют на качество твоей работы. Например, брат требует постоянного присмотра и ты хотела бы работать на удаленном доступе. Но даже в этом случае стоит воздерживаться от нюансов. Многие люди подсознательно стараются держаться подальше от тех, кому не повезло в жизни. Отчасти, чтобы не портить себе настроение, отчасти из суеверного опасения, что чужая неудача заразна.

Но что делать, если тебя переполняют новости, а правила этикета требуют держать их при себе? И тут нам на помощь приходят социальные сети. Ты всегда можешь выложить в сетях все свои беды и обиды. Тот, кому действительно интересна твоя личная жизнь, всегда сможет об этом узнать. В том числе и сотрудники. Если действительно захотят.

Лариса Марцева

Фото: HMI

Карьеристки живут на 15 лет дольше

А еще меньше болеют и выглядят моложе.

Твоя жизнь / Карьера

29 мая 2017

Топ-6 причин для увольнения

Это надо знать. Самые распространенные причины увольнения.

Твоя жизнь / Карьера

23 мая 2017

Как произвести незабываемое первое впечатление?

Семь полезных уловок для деловых и любовных свиданий

Твоя жизнь / Карьера

10 мая 2017

Это интересно

Хочешь мою работу: интервью с флористом компании Fiori

Раскрываем секреты успешных девушек в нашей новой рубрике!

Твоя жизнь / Карьера

21 апреля 2017

Loading...

Секс помогает карьерному росту

Если работа не нравится - займись сексом.  

Твоя жизнь / Карьера

21 апреля 2017

Топ-5 профессий, которые очень вредят здоровью

Надо знать: необычный, но полезный рейтинг

Твоя жизнь / Карьера

12 апреля 2017

Загрузка...

Для чего на работе нужны паузы

Информация для заядлых трудоголичек, которые считают паузы на работе абсолютно бесполезными.

Твоя жизнь / Карьера

29 марта 2017

Позволь себе быть рассеянной!

Весна, тепло и полная рассеянность на работе. Что делать, если ты не можешь сосредоточиться на работе, потому что все время отвлекаешься?

Твоя жизнь / Карьера

22 марта 2017

Надо прочитать

Офис vs коворкинг: интервью от создателей нового формата рабочих пространств «Платформа»

Коворкинги, как альтернатива офисам, пользуются большой популярностью уже несколько лет. Мы решили узнать все об этом формате у создателей коворкинга «Платформа», Рефаеля Юха и Катерины Гориной. Они рассказали много интересного!

Твоя жизнь / Карьера

10 марта 2017

Как пройти собеседование на иностранном языке

Лучшие советы от репетитора

Твоя жизнь / Карьера

7 марта 2017

Успешная карьера: депрессия, старение и проблемы с сексом

Хороший повод радоваться тому, что ты не босс.

Твоя жизнь / Карьера

11 января 2017

Топ-10 лайфхаков, которые научат тебя экономить деньги

За год набежит достойная сумма!

Твоя жизнь / Карьера

11 января 2017

Надо знать: что будет с ПриватБанком после национализации?

Вопрос дня: снимать деньги с карты или не снимать?

Твоя жизнь / Карьера

19 декабря 2016

Топ-8 советов для успешной карьеры

Канадские работодатели создали список рекомендаций, которые сделает твою карьеру приятной и эффективной.

Твоя жизнь / Карьера

28 ноября 2016

5 способов украсить свое рабочее место

Работать станет удобнее и приятнее!

Твоя жизнь / Карьера

3 ноября 2016