Как стать идеальным менеджером

Твоя жизнь / Карьера
2 февраля 2012
admin

Чтобы избавиться от этого ярлыка, достаточно посмотреть на себя со стороны и честно признать свои слабости. А дальше пересмотреть методы управления и сформировать такую команду, сила которой эти слабости напрочь бы перекрыла. А ты знай пожинай лавры гениального администратора.

Управляй по-новому

Хочешь стать настоящим “командором”, за которым его команда готова и в огонь, и в воду? Откажись от неактуальных методов руководства. Тренды есть не только в моде, но и в бизнесе. Между прочим, многие бизнес-гуру считают, что мы гораздо быстрее мужчин схватываем все новое и легче отказываемся от консервативного администрирования. Начнем с того, какой стиль управления считается безнадежно устаревшим.

  • “МЕНЕДЖМЕНТ НАД ШАМПИНЬОНАМИ” Это когда сотрудников “держат в темноте”, то есть в неведении относительно целей компании, ее доходов и дальнейших перспектив. Затем, когда они профессионально вырастают, их “срезают” – чтобы не составляли конкуренцию. Какой отдачи и лояльности можно ждать от таких работников? Им не интересно и не выгодно выкладываться по полной – они не понимают, ради чего. В итоге происходит постоянная ротация кадров, причем на место опытных приходят новички, которых нужно обучать. Вроде бы неэффективность такого метода очевидна, тем не менее многие руководители боятся делиться с подчиненными информацией, забывая, что так они бы делились с ними и ответственностью. В команде все должно быть максимально прозрачно. Излишняя секретность рождает сплетни и паранойю, и все действуют по принципу “подпили стул другого, пока он не подпилил твой”. Короче, всегда помни, что руководитель имеет тот коллектив, которого заслуживает. Яна, директор по развитию, полностью с этим согласна: “Если жаловаться, что твои подчиненные никуда не годятся (одни воруют, другие некомпетентны, третьи ленятся), все так и будет. Когда же ты говоришь, что они талантливы, умны и обязательно добьются успеха, дела идут нормально. Вера – вещь заразительная. Мы должны верить в людей, которых нанимаем. К слову, когда Генри Форда спросили о самом ценном качестве менеджера, он ответил, что заплатил бы любые деньги за умение обращаться с персоналом”.

  • МИКРОМЕНЕДЖМЕНТ Еще один порочный стиль, в основе которого – сверхконтроль над выполнением обязанностей сотрудников. Его часто называют “болезнью молодых боссов”. От страха не оправдать доверие они не дают дышать подчиненным, даже если те прекрасно решают поставленные задачи: вникают во все детали, требуют ежеминутных отчетов и согласований, раздражаются, когда все делается не так. Потому что убеждены: только расслабься – все развалится к чертям. Как правило, микроменеджерами становятся рядовые перфекционисты. До повышения они скрупулезно трудились над каждой мелочью и протащили эту привычку и на новую должность. А масштабного взгляда на бизнес-процессы еще не приобрели. Для хорошего же управленца именно это – главный талант. Но пока его нет, они пытаются в одиночку справиться со свалившейся на них ответственностью, следя за каждым шагом персонала. Замученные тотальным контролем работники перестают проявлять инициативу, а то и вовсе саботируют работу (все равно не угодишь). Все твои попытки улучшить показатели оборачиваются провалом и всеобщей ненавистью. Утешает одно: от этой болезни никто не застрахован. Важно вовремя заметить ее симптомы и постараться излечиться, для чего нужно прежде всего научиться владеть собой – не опускаться до детальных инструкций, не нервничать, не отмахиваться от чужого мнения. Евгения, бизнес-консультант, считает, что такие руководители способны развалить организацию изнутри. “Компания, в которой даже копировальную бумагу нельзя купить без подписи топ-менеджера, никогда не станет лидером в своей области. Микроменеджеры обычно страшно суетятся, а результат мизерный. Они и не догадываются, что оперативная суета – признак интеллектуальной недостаточности. За чрезмерным контроллингом часто скрывается презрение к подчиненным, что также не украшает руководителя. Очень неумно всех остальных считать глупее себя”.

Мотивируй по-новому

Убить мотивацию можно одним простым… молчанием. Это как с мужьями, которые приходят с работы, садятся за стол и в абсолютной тишине едят ужин. Жена, изнывая от желания похвалы, спрашивает такого: “Ну как, вкусно?” А он ей: “Если я ничего не говорю, значит, нормально”. Точно так же ведут себя и некоторые менеджеры: сотрудник мучается, не знает, все ли он делает правильно, а когда решается спросить, ему снисходительно отвечают: “Если я не делаю замечаний, можешь продолжать в том же духе”. Очень мотивирует!

Что сегодня популярно, так это мотивация в стиле экшн – эмоциональное стимулирование, уважительно-доверительные отношения между работодателем и персоналом и организация бизнеса как постановки неординарных впечатлений (главное не то, что вы производите, а то, как вы это подаете).

Автор этой теории, успешный немецкий предприниматель Клаус Кобьелл, считает, что работать без удовольствия – аморально. “Если, к примеру, у меня сильно развито правое полушарие мозга и соответствующие способности, а я должен каждый день в течение часа выполнять сложные расчеты только потому, что это входит в мои обязанности, то эта работа не для меня”. По его мнению, нет ничего хуже, чем работать как лошадь и уставать как собака.

Команду нужно тоже подбирать по этому принципу: поручить каждому тот фронт работ, где ему интересно себя проявить. Если сотруднику нравятся его задачи, ему некогда интриговать – его амбиции удовлетворяются успехами, посыпанными “сахарной пудрой” (бонусами и поощрениями). Управлять же коллективом довольных работой единомышленников – одно удовольствие. Для пущей убедительности Кобьелл приводит слова Сент-Экзюпери: “Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль”. При таком подходе команда успешно функционирует без активного вмешательства руководства. Твое дело – следить, чтобы “корабль” не сбился с курса.

И еще: нет ничего криминального в том, что ты выбираешь кандидата исходя из личной симпатии. Каким бы первоклассным профи он ни был, если вы невзлюбили друг друга с первого взгляда, сотрудничества не получится. “Химия” должна сработать и здесь.

Галина, директор дизайн-студии, уверена, что будущее – за так называемым Soft Management. “Это бизнес с человеческим лицом. К подчиненным нужно относиться с уважением – это лучшая мотивация. Не давить, создавать условия для творчества в работе. А оно может быть даже у обслуживающего персонала. Если они видят, как ты для них стараешься, ответят тем же. Я сама когда-то ушла из фирмы, в которой мне платили немалые деньги, но в грош не ставили меня как личность. Отношение к работнику как к вещи – каменный век”.

Мечтай по-новому

Только тот, кто не боится мечтать, может стать хорошим управленцем. Другое дело, чтобы внутренний контролер не позволял мечтам быть нереальными.

Великий мультипликатор Уолт Дисней подарил бизнесу одну из самых эффективных моделей управления делом. Его аниматоры рассказывали, что в разное время они наблюдали трех разных Уолтов: мечтателя, реалиста и “любителя все испортить”. И кто из них в данный момент главный, угадать было сложно. Сам Дисней ничего удивительного в таких перевоплощениях не видел. Имажинерия – так он назвал процесс творчества и решения проблем – без них невозможна.

Мечтатель отвечает за генерацию новых идей или целей. На этой стадии мы мыслим по-крупному, с размахом, представляя, что даст нам проект в будущем. Нам пока не интересна детализация и препятствия, которые могут возникнуть на пути его воплощения.

Реалист придает идеям конкретную форму. Его задача – превратить фантазии в реалистичный план или продукт. Этот этап уже требует пошагового представления, что и как делать.

Критик фильтрует и очищает идеи от мусора. Хотя критика и называют “любителем все портить”, его цель – усовершенствовать план, исключив слабые места, а значит, проблемы в будущем.

Позаботился Дисней и об условиях труда для этих субличностей, устроив три разных помещения. В комнате мечтателя висели вдохновляющие картины, рисунки и высказывания. На критические замечания – запрет. В зоне фантазии все было ярким и красочным, призванным стимулировать креатив.На территории реалиста стояли столы для аниматоров, оборудованные необходимыми инструментами. “Рабочие станции” были расставлены по большой комнате так, чтобы все художники могли общаться между собой. Критикам предоставили маленькую каморку под лестницей, куда мультипликаторы приходили посмотреть свежим взглядом на дело своих рук. Здесь всегда было тесно и душно, поэтому помещение называли “парилкой”. В такой атмосфере только очень удачная работа могла вызвать положительные эмоции.

Одни люди сильны как мечтатели, другие – как реалисты, третьи – как критики. В команде имажинерию можно реализовать через систему вопросов.

МЕЧТАТЕЛЬ:

  • Цель нашего проекта?

  • Наша целевая группа?

  • Потенциальная выгода?

  • Что еще можно придумать?


РЕАЛИСТ:

  • Сроки проекта?

  • Кто его исполнители?

  • Какой первый шаг? Следующий?

  • Ресурсы достаточны?

  • Какой будет обратная связь?


КРИТИК:

  • На кого может повлиять (позитивно или негативно) данный проект?

  • При каких обстоятельствах мы не стали бы заниматься этим проектом?

  • Все факторы учтены?

  • Что может привести к провалу?


Затем все вместе обсуждают полученные ответы. Возможно, проект после этого придется доработать. К слову, схема Диснея включена в список “Гениальных стратегий”. Его империи она обеспечила успех на долгие годы, а ему помогла заработать миллионы. Может, стоит попробовать?
 

Мнение специалиста

Давно доказано, что менеджер должен обладать не столько хорошими техническими навыками, сколько талантом вдохновлять людей и создавать благоприятную рабочую обстановку. Собственно, менеджмент означает достижение целей с помощью других людей, поэтому умелое управление ими – одно из главных условий успеха. Понятно, что человеческий фактор усложняет все на свете и нужны иногда поистине железные нервы, чтобы держать его в узде. Побеждает, как правило, тот, кто владеет технологиями мотивации. Здесь еще многим начальникам учиться и учиться. В идеале успешный менеджмент не имеет пола. Считается, что грамотные менеджеры используют смешанные виды управления (мужской и женский). На деле гендер имеет значение. Ученые из Гарвардского университета доказали, что у женщин сильнее развиты некоторые участки лобной доли коры головного мозга, отвечающие за планирование и принятие решений. Не секрет, что женщинам свойственны рациональность и последовательность. Большая психологическая гибкость позволяет им не только занять высокую позицию, но и удержаться на ней. Женщины прекрасно справляются со стратегиями развития и внедрением новых технологий. Их девиз: “Меньше риска, больше стабильности”. А еще: “Если не можешь предсказать будущее, твори его”.
 

Рита Самойлова

Благодарим за помощь в подготовке материала Ольгу Авраменко, члена Тренерской ассоциации Украины, методиста Junior Achievement (Международной программы экономического образования).

Фото: Thinkstock

Почему мы намного круче мужчин

И все-таки, современная женщина - универсальный солдат!

Твоя жизнь / Карьера

13 июля 2017

5 отличий успешного фрилансера

Как научиться организовывать и планировать свою работу? Мы собрали для тебя несколько хороших советов.

Твоя жизнь / Карьера

26 июня 2017

Самая вредная женская профессия

Оказывается, работать учительницей, очень вредно.

Твоя жизнь / Карьера

22 июня 2017

Топ-3 ситуации, когда надо сменить работу

Очень весомые причины поискать что-то получше.

Твоя жизнь / Карьера

20 июня 2017

Loading...

Карьеристки живут на 15 лет дольше

А еще меньше болеют и выглядят моложе.

Твоя жизнь / Карьера

29 мая 2017

Топ-6 причин для увольнения

Это надо знать. Самые распространенные причины увольнения.

Твоя жизнь / Карьера

23 мая 2017

Загрузка...

Как произвести незабываемое первое впечатление?

Семь полезных уловок для деловых и любовных свиданий

Твоя жизнь / Карьера

10 мая 2017

Это интересно

Хочешь мою работу: интервью с флористом компании Fiori

Раскрываем секреты успешных девушек в нашей новой рубрике!

Твоя жизнь / Карьера

21 апреля 2017

Секс помогает карьерному росту

Если работа не нравится - займись сексом.  

Твоя жизнь / Карьера

21 апреля 2017

Топ-5 профессий, которые очень вредят здоровью

Надо знать: необычный, но полезный рейтинг

Твоя жизнь / Карьера

12 апреля 2017

Для чего на работе нужны паузы

Информация для заядлых трудоголичек, которые считают паузы на работе абсолютно бесполезными.

Твоя жизнь / Карьера

29 марта 2017

Позволь себе быть рассеянной!

Весна, тепло и полная рассеянность на работе. Что делать, если ты не можешь сосредоточиться на работе, потому что все время отвлекаешься?

Твоя жизнь / Карьера

22 марта 2017

Надо прочитать

Офис vs коворкинг: интервью от создателей нового формата рабочих пространств «Платформа»

Коворкинги, как альтернатива офисам, пользуются большой популярностью уже несколько лет. Мы решили узнать все об этом формате у создателей коворкинга «Платформа», Рефаеля Юха и Катерины Гориной. Они рассказали много интересного!

Твоя жизнь / Карьера

10 марта 2017

Как пройти собеседование на иностранном языке

Лучшие советы от репетитора

Твоя жизнь / Карьера

7 марта 2017

Успешная карьера: депрессия, старение и проблемы с сексом

Хороший повод радоваться тому, что ты не босс.

Твоя жизнь / Карьера

11 января 2017