Ловушка для карьеристок: как побороть презентеизм

Твоя жизнь / Карьера
15 декабря 2014

Ловушка для карьеристок

Между тем, твой организм далеко не всегда согласен с таким к нему отношением. Умереть на работе, может, и почетно, но, между нами говоря, не очень умно. Так же думают экономисты, подсчитавшие, что продуктивность сотрудника, который выходит на работу в плохом физическом состоянии, невысока. Даже самые требовательные в этом смысле работодатели начинают понимать, что больной работник — плохой работник. Поощрять презентеизм — значит, терпеть убытки. Времена изменились. Раньше на каверзный вопрос при собеседовании «Каковы ваши слабые стороны?» эйчары рекомендовали отвечать «Я частенько засиживаюсь на работе допоздна». Сегодня это не самый лучший вариант ответа. Торчишь в офисе до ночи? Значит, не владеешь элементарными навыками тайм-менеджмента. То есть рано или поздно загонишь себя в буквальном смысле этого слова. Продвинутые боссы прекрасно знают, что количество часов, проведенных в офисе, не означает мегаэффективность. И судят твою работу по результатам.

Однако привычка «высиживать» продвижение по карьерной лестнице еще крепка и нередко вредит — как твоей профессиональной репутации, так и психике с соматикой. Как бороться с проявлениями презентеизма в себе?

Признай проблему

Сегодня презентеизм означает не только присутствие в офисе «несмотря ни на что», но и просто бесцельное, а потому бессмысленное просиживание до тех пор, пока не уйдет последний топ-менеджер. И дел уже нет никаких, а ты сидишь, чтобы руководство не подумало, что ты не лояльна или свои интересы ставишь превыше корпоративных. Вот в этом-то и кроется подвох! Свои интересы должны быть в приоритете всегда, просто не обязательно это открыто декларировать.

Другое дело, если никаких интересов, кроме работы, у тебя нет. И ты заполняешь ею пустое пространство в своей жизни. Это тоже проблема. И ее уже нужно решать по-другому, возможно, даже с помощью специалиста. Стесняться тут нечего. В Швейцарии, к примеру, трудоголизм рассматривают как самую заразную болезнь XXI века и приравнивают к серьезным психическим заболеваниям. У них там и общество анонимных трудоголиков называется соответственно — «Сумасшедшие трудяги».

Работай за вознаграждение, а не за идею

Тогда заставить тебя «пересиживать» будет не так просто. Ты не станешь задерживаться после работы, забывая о планах на личную жизнь или о семье, если тебе эту жертву не компенсируют материально. Ты не станешь держаться руками и ногами за место, где твой профессионализм используют на 120%, а платят вполовину меньше. Или заваливают заданиями, не имеющими отношения к твоей прямой деятельности. Ты работаешь за деньги? Значит, легко перейдешь на другую работу — с более выгодными для себя условиями. И пусть тебя не смущают обвинения в голом прагматизме. Во-первых, он не голый, ты все-таки любишь свое дело, просто не даешь себя использовать, а во-вторых, если ты сама о себе не позаботишься, это вряд ли станет приоритетной задачей для твоих работодателей.

Это не значит, что нефинансовая мотивация сотрудников и корпоративные ценности — это плохо и нужно их игнорировать. Побеждает тот, кто знает правила игры и их придерживается. Все эти тренинги по сплочению корпоративного духа, присвоение званий вроде работника месяца — обязательный элемент работы в крупных компаниях, и никуда от этого не денешься. Тем более что работать в спаянной команде с хорошими традициями (в том числе и свободного времяпрепровождения) — одно удовольствие. Признание своих заслуг любой ценой не должно становиться самоцелью. Ты должна чувствовать, где это необходимое условие для твоего роста, а где — элементарный способ заставить тебя напрягаться больше обычного без существенных бонусов взамен.

Знай законы

Взглянем правде в глаза: в том, что тебя так откровенно эксплуатируют, есть и твоя вина. Многие из нас покорно соглашаются с чрезмерными требованиями начальства, объясняя их производственной необходимостью, временными сложностями, сезонными наплывами и прочими форс-мажорными вещами. Ты все понимаешь и послушно выручаешь компанию 360 дней в году. Начальство, естественно, быстро привыкает к такому формату. По большому счету, ты развращаешь его своей готовностью к жертвам. Когда это нужно для дела или полезно для карьеры — пусть. Но если это становится нормой только потому, что ты не умеешь говорить «нет», отношение к себе, как к ценному специалисту, нужно менять. Есть закон, который регламентирует трудовые отношения в спорных ситуациях. На этой основе и нужно разговаривать с недобросовестными шефами, без зазрения совести ездящими на своих подчиненных. Поверь, уважение к тебе возрастет в разы.

Но и здесь нужно соблюдать меру. Бывают ситуации, когда покидать офис в ту же секунду, когда закончился рабочий день, размахивая при этом трудовым кодексом, действительно некрасиво. Иногда нужно помочь коллеге, доделать срочное задание. Кючевое слово — «иногда». Будь разумным прагматиком, а не равнодушным индивидуалистом.

Долой безосновательные фрустрации!

Сотрудник, одержимый презентеизмом, подвержен сумасшедшим стрессам. Ему страшно потерять не столько в зарплате, сколько в уважении со стороны руководства. Он не ест, не спит, не отдыхает — все мучается, не поставил ли он под угрозу свой имидж идеального работника, осмелившись уйти с работы вовремя, рискнув взять положенный отпуск, отпросившись в больницу или посидеть дома с больным ребенком… Никто его ни в чем не упрекает, а он уже полон параноидальных мыслей о том, что наверняка на его место ищут более ответственного человека. И вместо того чтобы заняться собой или посвятить время близким, он постоянно думает: а что там на работе? Даже на вечеринке такой человек никогда не расслабляется — потому что забыл, как это делается.

Знакомо? Если да, избавляйся от этого с помощью простой мысли: компания не развалится, прибыль не снизится, клиенты не разбегутся, если ты воспользуешься правом на отдых. Ты в офисе не одна и не несешь на своих плечах всю тяжесть мира. Приятно, конечно, думать о себе как о незаменимом работнике. Но не до одержимости. Команда на то и команда, чтобы не допустить катастрофу из-за потери одного бойца. Разве не этому тебя учили на корпоративном тренинге?

Контролируй сверхурочную работу

Никто не спорит, что работать от сих до сих иногда полная утопия. Но если уж трудоголизм у тебя в крови, управляй своим рабочим временем и позволяй себе перерывы. Не секрет, что слишком утомленный человек не может сосредоточиться, чаще ошибается, тратит гораздо больше времени на решение задач, чем если бы он это делал на свежую голову. Страх перед недовольством начальства удваивает вероятность ошибок.

По этой причине надо заставлять себя делать паузы. А потом уже и радикально менять отношение к рабочему графику. Сначала сократи его часа на 3–4. Потом выдели один выходной день в неделю. Знаем, будет ломка — от непонимания, как это можно ничего не делать целые сутки. А ты вспомни, как давно встречалась с друзьями, ходила в гости, в кино, занималась шоппингом без оглядки на бесконечные дедлайны… Да мало ли интересных занятий на свете! В деле переработок контроль — вещь необходимая. Иначе можно и умереть в процессе — в самом прямом смысле этого слова. Не хотим тебя пугать, но в Сети полно историй о людях, не остановившихся вовремя. Они незаметно для себя перешли из категории успешных карьеристов в категорию отчаянных трудоголиков-камикадзе. И буквально сгорели на работе. Неужели это твоя цель?

Помни о других возможностях

Одна из главных причин презентеизма — страх потерять работу. Это нормально. Ненормально то, что этот страх парализует тебя настолько, что ты уже не интересуешься тем, что происходит на рынке труда. При таком подходе рождается ложная уверенность, что твой офис — единственное место, где тебе будут платить за твои знания и умения. Конечно, в плену этой иллюзии ты будешь сидеть на работе до упора, лишь бы не выгнали.

А интересоваться другими возможностями надо! Ходить на собеседования — чтобы понять уровень зарплат, требования к твоей работе, условия и размеры соцпакета. Кстати, о зарплатах. У нас не принято это обсуждать, а хочется знать, кто сколько получает на аналогичной должности. Вот на собеседованиях и узнаешь.

Бонусный совет: если твой босс так неуверен в своей стратегии, что считает сверхурочные единственным способом спасти компанию от краха и грозит тебе увольнением за отказ от его требований в пользу собственных ценностей, не жди увольнения — беги из этой компании. Хорошая новость: в мире все больше мест, где заболеть презентеизмом невозможно.

И помни: работа — это средство для реализации твоих жизненных целей. При таком отношении ты легче сможешь переключаться на личное, меньше расстраиваться из-за промахов, получать больше удовольствия от жизни. А это уже цель.

Если ты топ-менеджер, не поощряй презентеизм

На самом деле это совет не от нас, а от Тони Шварца, президента компании The Energy Project и одного из авторов книги «То, как мы работаем, не работает».

Не нужно выжимать из своих сотрудников все соки. Гораздо выгоднее для работодателя максимально удовлетворять их нужды. Тогда они сами зарядятся и выложатся по полной программе. Одна из самых главных человеческих нужд — возможность восстановить свои силы. По данным Шварца, лишь 20% руководителей предлагают своим работникам делать в течение дня перерывы. А зря. Ведь после отдыха работники успевают на 50% больше. Да и болеют в таком случае меньше. Понятно, что им не хочется уходить из такой компании. Вывод: дело не только в деньгах, но и в отношении к людям. Они ценят это даже больше, чем денежное вознаграждение. Шварц настоятельно рекомендует топ-менеджерам отказаться от устаревшей схемы измерять производительность труда количеством часов, проведенных сотрудниками в офисе, еще и по другой причине. Это конец репутации самого руководителя. Ведь сверхурочное время указывает на плохой менеджмент. В этом виноват не сотрудник.

Бери пример с руководителей, которые понимают, что жизнь — это больше чем работа. В интервью Playboy Стив Джобс рассказал, как он устраивался на работу в HP: «Я помню мой первый день, когда я, счастливый и полный энтузиазма, познакомился со своим руководителем, Крисом. Я сказал ему, что электроника — моя любовь, и спросил, что он любит больше всего. Он посмотрел на меня и сказал: „Больше всего я люблю заниматься любовью“. Не самое худшее хобби».

Текст: Юлия Манукян

Успешная карьера: депрессия, старение и проблемы с сексом

Хороший повод радоваться тому, что ты не босс.

Твоя жизнь / Карьера

11 января 2017

Топ-10 лайфхаков, которые научат тебя экономить деньги

За год набежит достойная сумма!

Твоя жизнь / Карьера

11 января 2017

Загрузка...

Надо знать: что будет с ПриватБанком после национализации?

Вопрос дня: снимать деньги с карты или не снимать?

Твоя жизнь / Карьера

19 декабря 2016

Топ-8 советов для успешной карьеры

Канадские работодатели создали список рекомендаций, которые сделает твою карьеру приятной и эффективной.

Твоя жизнь / Карьера

28 ноября 2016

5 способов украсить свое рабочее место

Работать станет удобнее и приятнее!

Твоя жизнь / Карьера

3 ноября 2016

Никогда не пиши этого в резюме

Каким должно быть твое резюме.

Твоя жизнь / Карьера

19 октября 2016

Как бороться с синдромом хронической усталости

Устала на работе? А мы знаем, как тебе помочь.

Твоя жизнь / Карьера

16 сентября 2016

Почему на собеседовании нужно быть красавицей

Что важнее на собеседовании: привлекательная внешность или хорошее резюме? К сожалению умные люди менее успешны, чем красивые. Несправедливо, но факт!

Твоя жизнь / Карьера

12 сентября 2016

Модный бизнес: стань моделью и добейся успеха

 Прочти это, если ты мечтаешь покорять глянцевые журналы и подиумы!

Твоя жизнь / Карьера

26 августа 2016

Как снять на работе любой стресс

Эти два способа работают со всеми и в любых условиях!

Твоя жизнь / Карьера

23 августа 2016

Скучная работа хуже нервной

Нудная и скучная работа воспринимается организмом как сильный стресс. Даже нервная работа не приводит к таким печальным последствия.

Твоя жизнь / Карьера

17 августа 2016

Простой способ открыть в себе гениальную личность

У нас для тебя хорошие новости: откладывать на потом и все делать в последнюю минуту очень полезно.

Твоя жизнь / Карьера

9 августа 2016

Советы эксперта: как выгодно инвестировать деньги

Полезные советы от финансиста!

Твоя жизнь / Карьера

9 августа 2016

Как вернуться к работе после отпуска

Наши советы помогут тебе настроиться на привычный темп работы после затяжного отпуска.

Твоя жизнь / Карьера

1 июля 2016

Подпишись на печатный журнал Cosmo


Отпуск толкает на увольнение

После отпуска многие хотят начать новую жизнь. Действительно, отдых заставляет людей посмотреть на свое прошлое свежим взглядом и кардинально поменять его.

Твоя жизнь / Карьера

26 мая 2016