Гимн трезвости: почему больше не модно употреблять алкогольные напитки

Тело / Здоровье
Фото: Getty Images
Cosmo

То, что пить на баре весь вечер крепкие напитки или покупать их десятками ящиков в магазине уже не модно, может подтвердить любой отечественный ресторатор или собственник магазина. Это, конечно, не резкий прыжок и цифры не настолько кардинальны, но предприниматели еще в прошлом году заметили: продажи алкоголя упали в полтора раза. Причем, такая статистика не только в Украине, но и, например, в соседней России или Казахстане. В Европе ситуация тоже идентична.

Британские исследования еще четыре года назад подтвердили, что молодежь в возрасте от 16 до 24 лет, не употребляющая алкоголь или употребляющая в очень малом количестве, увеличилась с 18% в 2005 году до 29% в 2015 году. Но и это еще не самые впечатляющие цифры. В том же году, по данным Euromonitor International, впервые за 15 лет потребление алкоголя во всем мире уменьшилось на 0,7% и составило 248 млрд. литров. В Украине тогда покупки спиртного упали на 17%. Кто-то говорит, что это связано с высокой стоимостью алкоголя, но, по словам специалистов в разных отраслях, дело не только в этом.

Надоело похмелье

«Наблюдаю интересную тенденцию: люди в возрасте от 20 до 35 лет все чаще отказывается от алкоголя, особенно крепкого, и спрашивают о легких коктейлях или вообще безалкогольных. И когда я поинтересовалась у посетителей, почему они не пьют спиртные напитки, услышала, что им весело и без этого», ‒ делится администратор одного из киевских ресторанов Анна. По словам девушки, другими причинами отказа являются спорт, правильное питание или просто нежелание затем чувствовать похмелье.

Кстати, именно это заставило Руби Уоррингтон, экс-редактора американского Sunday Times Style, полностью отказаться от употребления алкоголя, стать основателем движения sober curious, которое пропагандирует постепенный отказ от него, и опубликовать книгу «Sober Curious: The Blissful Sleep, Greater Focus, Limitless Presence, and Deep Connection Awaiting Us All on the Other Side of Alcohol».

В ней писательница рассказала о том, как было сложно приводить себя в порядок после светских вечеринок и встреч, на которых всегда пьют спиртное, и как можно веселиться и отрываться без единой капли даже самого безобидного коктейля с мартини. Появившись полгода назад, эта книга произвела невероятный фурор по всему миру и нашла миллионы фанатов, которые по примеру Руби начали следить за своим здоровьем и отдыхать без алкоголя.

Берем пример со звезд

Кто как не инфлюенсеры и звезды имеют самое большое на нас влияние! Поэтому не удивительно, что молодежь, прислушиваясь к советам заядлых трезвенников, например, Блейк Лайвли, Дженнифер Лопес, Натали Портман, Тома Круза и Дэвида Бекхема, примыкают к рядам «завязавших». Фактически, Руби Уоррингтон и ее книга – тоже яркий тому пример.

Рекламщики же говорят, что на падение популярности алкоголя влияет и отсутствие его рекламы на телевиденье, в прессе и на улицах.

«Давайте вспомним даже 2010 год, когда звезды и актеры говорили нам с экранов и картинок, как круто проводить вечер с рюмкой беленькой или бокалом красного. И люди хотели подражать таким персонам. Это один из самых частоупотребляемых приемов в рекламе – поднять продукт в глазах аудитории, показав, как им пользуется кто-то очень известный. Я замечаю, что как раз когда Украина, по примеру Европы и мира, издала специальные законы и ввела ограничения на рекламирование спиртных напитков, их популярность, а, значит, и продажи, упали», ‒ объясняет ситуацию Александра Пащенко, директор по маркетингу в рекламном агентстве. Более того, по словам специалиста, те же персоны, ранее рекламировавшие алкоголь, теперь часто пропагандируют здоровый образ жизни и активно принимают участие в марафонах и забегах, что само собой повышает интерес общества к спорту.

Находим другие способы борьбы со стрессом

Администратор ресторана Анна рассказывает, что раньше довольно часто видела на баре одиноких женщин и мужчин, выпивающих несколько бокалов, стопок или рюмок спиртного за вечер. «Когда долго работаешь в заведении, определяешь на глаз, кто ищет новых знакомств, кто пьет просто так и, видно, не много, а кто постоянно и из-за проблем. Могу уверено сказать, что количество тех, кто приходит заливать горе, изрядно уменьшилось. И если раньше у нас даже были постоянные посетители на баре, сейчас они появляются очень редко или приезжают только пообедать», ‒ говорит девушка. 

Британские психологи подтверждают, что чаще всего отказаться от алкоголя помогает именно спорт. На деле, он не хуже бокала вина расслабляет, снимает напряжение и повышает самооценку. Кроме спорта, посиделки в баре вытесняют другие интересы и хобби, например, путешествия, любимая работа и даже домашние питомцы. Отдельно стоит упомянуть про йогу и медитации, которые уже давно практикуют не только женщины, но и мужчины во всем мире. Дыхательные практики также помогают справиться со стрессом и расслабиться. 

Некоторые отечественные специалисты шутят, что ситуация с падением популярности на алкоголь отчасти может быть связана с его легкой доступностью. «В Советском Союзе не было не только секса, но и алкоголя. Ведь именно об этом говорят все тогдашние плакаты. В США, кстати, история с «Сухим законом» тоже подтверждает эту гипотезу. И теперь, когда у нас появился неограниченный доступ к алкоголю, он стал нам уже не интересным. Поэтому не заходит реклама, построенная на сексе, и поэтому уходит мода на употребление спиртных напитков», ‒ подытоживает Александра Пащенко.

В любом случае, если это действительно правда, и алкоголь теряет свои позиции на рынке, это минус только для бизнеса. Ведь появляется надежда, что общество станет более счастливым и здоровым.

Текст: Таня Козловская

Рейтинг / 0
5 5 4