Пощекотать нервы: лучшие фильмы об акулах

LIFESTYLE / Культура
Фото: Кадры из фильмов

«ЧЕЛЮСТИ»

(Jaws), 1975

Отправная точка не только — и не столько — акульего жанра, сколько летнего блокбастера как плакатного для теперешнего Голливуда понятия, образцовый триллер начинающего режиссера Стивена Спилберга произвел фурор, заработав без малого полмиллиарда долларов (по тем временам мировой рекорд) и три технических «Оскара» (а также номинацию на самый главный). История терроризирующей маленький курортный городок большой белой акулы остается одной из самых захватывающих в каноне Спилберга — благоразумно отказавшегося иметь дело с ее многочисленными сиквелами.

«ГЛУБОКОЕ СИНЕЕ МОРЕ»

(Deep Blue Sea), 1999

Следующего приличного фильма об акулах пришлось ждать почти четверть века — выручил режиссер «Крепкого орешка 2» и обладатель полудюжины номинаций на «Золотую малину» Ренни Харлин. Под руководством финна собрался интересный актерский ансамбль во главе с подававшими тогда большие надежды Саффрон Берроуз и Томасом Джейном, запомнившимися во второплановых ролях Стелланом Скарсгардом и Сэмюэлом Л. Джексоном и, конечно, ударным тандемом рэпера ЭлЭл Кул Джея и попугая-сквернослова. Главный урок фильма: страшнее акулы только умная акула.

«ОТКРЫТОЕ МОРЕ»

(Open Water), 2003

Хоррор малобюджетного «Открытого моря» — не только в том, что вместо механических (как в «Челюстях») или компьютерных (как принято теперь) акул тут показывают реальных, но и в том, что снимался фильм по мотивам реальных событий: пятью годами ранее супружескую пару из США действительно забыли и — спойлер — не нашли в открытом море. Какая именно судьба ждала всамделишных дайверов, не знает никто, но суровая докудрама Криса Кентиса («Тихий дом») предлагает довольно вескую — и, в общем и целом, незабываемую — версию случившегося.

«ПОДВОДНАЯ БРАТВА»

(Shark Tale), 2004

Выпущенный по горячим следам успеха «В поисках Немо» анимационный фильм о глубоководной мафии удостоился единственного в своем роде премьерного показа на площади Святого Марка (в рамках Венецианского кинофестиваля) и номинации на «Оскар», но с очередным пиксаровским хитом сравниться, конечно, не мог. Кастинг «Подводной братвы» остается одним из самых вдохновенных в истории игры одним голосом (Уилл Смит! Анджелина Джоли! Мартин Скорсезе! Роберт Де Ниро в роли подводного дона!), но шутки на тему «Крестного отца», прямо скажем, промахнулись аудиторией.

«ОТМЕЛЬ»

(The Shallows), 2016

Процветая и здравствуя в кино категории «Б», исправно радующей шедеврами вроде «Акульего торнадо» или «Двух миллионов лет спустя» (он же «Мегаакула против Гигантского осьминога»), заплывать в мейнстрим акулы перестали довольно давно — пока за дело не взялась Блейк Лайвли в бикини. Играя одинокую серфингистку, приезжающую на дикий мексиканский пляж в поисках приключений (и в память о ее отдыхавшей на нем же матери), Лайвли объединила усилия с испанским ремесленником Жауме Кольет-Серра и блеснула в жанре «кино одного актера», где немногим ранее сплоховал ее муж Райан Рейнольдс.

«СИНЯЯ БЕЗДНА»

(47 Meters Down), 2017

Широкоэкранный ренессанс глубоководных людоедов продолжился прошлым летом в этом дешевом и сердитом фильме о выживании в очутившейся на 47-метровой глубине клетке — лаконичном (меньше полутора часов) и герметичном бенефисе бывшей певицы и теперешней звезды телесериала «Это мы» Мэнди Мур. Несмотря на равнодушные отзывы зрителей и критиков, «Синяя бездна» дюжину раз отбила свой скромный бюджет и напросилась на сиквел, в который уж раз доказав, что триллеры с акулами — как драмы о боксе, пицца или секс: даже когда это получается плохо, это все равно хорошо.

«МЕГ: МОНСТР ГЛУБИНЫ»

(The Meg), 2018

И, наконец, добавим пару ласковых по адресу действующего чемпиона мирового проката — стартовавшего на порядок мощнее, чем смели надеяться его авторы, блокбастера, в чьем трейлере заливался Бобби Дарин, а Джейсон Стэтхэм с шекспировским накалом интонировал слово «мегалодон». В итоге все вышло весело, но не так празднично, как хотелось бы: Стэтхэм, вопреки ожиданиям, не решается на боксерский матч с мегалодоном — обнаруженной под Марианской впадиной 25-метровой акулой, которой тут, принимая во внимание 150-миллионный бюджет фильма, вообще как-то мало.

По материалам Elle.ru

Рейтинг / 0
3 5 1