Как делиться своими знаниями и зарабатывать на этом

Твоя жизнь / Карьера
Фото: ATLAS, фото из личного архива героинь
Cosmo

Текст: София Данилова

Мир вокруг меняется так же быстро, как алгоритмы Facebook: побеждает тот, кто не прекращает учиться и осваивать новые навыки. И пока классическое образование не успевает реагировать на изменения, мы подтягиваем знания в частных школах и на платформах вроде Coursera. Но что, если и у тебя самой есть опыт, который может быть полезен другим? Имея силы и желание, ты вполне можешь оказаться по ту сторону аудитории и попробовать себя в роли лектора.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Задай себе главный вопрос
В твоем случае это “зачем?”. Ради чего ты хочешь делиться знаниями и навыками? Возможно, ты ищешь подработку или новые знакомства, а может, горишь желанием менять мир к лучшему и готова сделать свой вклад в это дело. Честный самоанализ поможет расставить приоритеты и не сдаться на полпути.

Определи свою нишу
Проанализируй поле своих компетенций и сузь его до той специфической темы, в которой разбираешься лучше всего. Может, ты делаешь крутые 3D-иллюстрации или знаешь все об алгоритмах соцсетей. Подумай, как бы ты раскрыла эту тему для людей, с ней незнакомых. Так ты выстроишь логическую структуру и приблизишься к пониманию формата.

Найди свой формат
Теперь выбирай удобный формат занятия. Тут все зависит от количества знаний, времени и твоего бюджета. Возможно, стоит начать с мастер-класса на выходных. А может, ты готова к целому курсу лекций с домашними заданиями. 

Учись на примере других
Во время подготовки гугли как можно больше – тебе нужно изучить рынок. Как выстраивают структуру уроков и посты в соцсетях другие лекторы? Когда и где читают лекции? Смотри шире: не ограничивайся лишь своей сферой и страной.

Знай себе цену
Почему этот мастер-класс стоит столько, а другой – в два раза больше? И какую цену назначить, чтобы люди пришли, а ты не осталась в долгах? Составь смету со всеми предполагаемыми расходами – они и образуют себестоимость. Рассчитай аренду помещения, оборудования, фотографа, добавь траты на канцелярию и мелочи вроде чая и кофе. И не забудь о том посте в Facebook, который поставила на рекламу. Процент сверху – это и есть твой доход, который поможет энтузиазму продержаться еще один курс лекций. Если сомневаешься в цене, подумай: а ты сама пошла бы на такие курсы и заплатила бы такую сумму? Вот и ответ.

Рекламируй себя
Готов план и формат. Ты определила дату первого занятия и арендовала помещение. Но у тебя даже нет ивента в Facebook? Не стесняйся и дай о себе знать. Рассказывай о своих курсах в соцсетях: выбери платформы, разработай стратегию продвижения и составь контент-план публикаций. Это дешевый и эффективный способ поиска слушателей среди подписчиков.

Прыгай в омут с головой
Не жди “идеального момента” – он не придет. Набирай первую группу, даже если боишься и думаешь, что не готова. Учись на ошибках, рассказывай о падениях и неудачах. Будь искренней со слушателями и расти вместе с ними.

Я? ДА НИКОГДА!

Думаешь, что не имеешь права рассказывать другим, как что-то делать, а твои успехи случайны? Возможно, у тебя синдром самозванца. Спокойно, мы знаем, как его победить.

Что мешает тебе двигаться вперед?

Лилия Дубинская, детский и кризисный психолог: 

Синдром самозванца – это преследующая мысль о том, что в своей деятельности вы обманщик. Что вы ничего не смыслите в своем деле и только прикидываетесь знатоком. Вас непременно разоблачат, и это будет ужасным позором. Такие мысли изредка бывают у всех. Но с приобретением опыта у большинства они проходят. Однако случается, что такое восприятие себя не отпускает, мешая человеку развиваться. В таких случаях можно говорить о невротическом состоянии.

Признаки синдрома самозванца:

• постоянная неуверенность в своих способностях и знаниях;
• отрицание собственных
успехов и достижений;
• постоянный страх провала и разоблачения собственной некомпетентности;
• сравнение себя с другими,
которые всегда лучше.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Impastah (@modernimpastah)

Как совладать с синдромом самозванца?

Людмила Яловая, гештальт-терапевт:

Впервые термин "синдром самозванца" использовали американские ученые Паолин Кланс и Сьюзан Аймс в 1978 году. Важно сразу отметить, что это не психическое расстройство или болезнь. Это уникальный паттерн (шаблон) поведения/реакция человека в определенных ситуациях. В основе лежит страх неудач и неспособность присвоить, а впоследствии, и порадоваться успехам.

Как правило такой шаблон поведения связан с особенностями воспитания: большой объем критики, стыжения, отсутствие похвалы и поддержки. Будучи взрослым, человек прихватывает из социума знакомые убеждения, смыслы и оценивает себя привычным способом. А если быть точнее, то обесценивает. Например, считает, что результат недостаточно хорош.

Попробуйте выполнить такое задание:

• Каждый день в течение месяца записывайте любые свои выполненные дела.
Пострайтесь не оценивать их, а просто констатировать факты на бумаге.
• В конце дня зачитывайте список вслух для вашего внутренний критика.
• Продирайтесь сквозь обесценивание и не ведитесь на провокации смущения.
• Учитесь присваивать свои же достижения, пусть даже самые маленькие и незначительные. Пока вы их не видите, их нет. 

Как это делают они?

Александра Кривцова, провела серию воркшопов по архитектурной графике

“После стажировки во французском архитектурном бюро у меня было очень много энергии: я набралась опыта, знаний и практики. Вдохновившись, я решила организовать курсы о том, чего мне не хватало в университете: как сделать хорошую архитектурную графику.

Идею воркшопов я проговорила с друзьями. Проанализировала аудиторию и ее запросы, выстроила структуру. Помогали референсы других подобных лекций и воркшопов.
Сначала я сделала картинку для Facebook и запустила рекламу в канун своего дня рождения. Первые регистрации были как подарок. 

Я сама разобралась в работе рекламного кабинета и сервисов оплаты. Цену формировала себестоимость аренды, рекламы и т. д. Вначале я с трудом вышла в ноль, так как заплатила за аренду помещения. 

Я люблю упрощать, поэтому сделала воркшоп, состоящий из двух дней: первый – теория, второй – практика. Первый раз пришли только трое людей. Но все прошло хорошо: слава богам, у нас было вино!

На каждый воркшоп я тратила по три недели подготовки: этого хватало, чтобы поработать над ошибками, доработать конспекты и набраться сил.

Я не позиционировала себя как человека, которому все известно, и честно признавалась, когда чего-то не знала. Задавала вопросы, слушала критику и училась на ошибках. Например, сначала даже не подумала, что было бы неплохо предусмотреть перерыв на обед.

Результат: 5 воркшопов, 9 ликвидированных бутылок вина и 46 начертанных картинок.
Ну а горящие глаза слушателей курса – лучшее вдохновение”. 

Ольга и Анна Дацюк, ведут курс лекций “Как читать кино”

“С детства мы с сестрой увлекались кино: разбирали по кадрам, записывали цитаты на кассеты. Мы плыли по течению и даже два года вели свою программу о кино на радио "Аристократы”. В результате команда “Культурного проекта” предложила нам провести курс лекций о кино. Конечно, мы согласились.

На первое занятие пришло 20 людей. Сначала было страшно: мы же не серьезные кинокритики, такая информация общедоступна. Но решили, что в любом случае будем собой гордиться – все-таки мы готовили лекцию несколько ночей!

Мы решили подавать информацию просто и получать от этого кайф. На курсе рассказываем о монтаже, звуке, кадрировании. У нас много гифок, картинок, мы много шутим и предупреждаем, когда будет спойлер. 

За первые две-три лекции наши студенты расслабились, начали делиться впечатлениями, задавать вопросы. Это нас очень поддержало и мотивировало. 

После каждой двухчасовой лекции мы чувствуем усталость и гордость. Ведь мы повеселились и собрали главную информацию с 30 сайтов!

Вдохновляет, что наше хобби переросло в образовательный проект. И теперь мы сами кого-то вдохновляем!” 

Рейтинг / 0
5 5 1